Главная

С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам и к обычным пользователям в части их умений взаимодействовать с автоматизированными системами. Усиливающаяся информатизация современного общества определила новые задачи в развитии технического творчества: современной наукой востребованы специалисты, способные объединить в практической деятельности технические и информационные знания.

Новые веяния времени определили совершенно новые задачи образования. В настоящее время все большую значимость и актуальность приобретает образовательная робототехника как новая технология обучения и эффективный инструмент подготовки инженерных кадров современной России.

Робототехника (от робот и техника; англ. robotics) - прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Робототехника опирается на такие дисциплины, как электроника, механика, информатика, а также радиотехника и электротехника.

Робототехника в образовании — это междисциплинарные занятия, интегрирующие в себе науку, технологию, инженерное дело, математику Science Technology Engineering Mathematics = STEM), основанные на активном обучении учащихся. Во многих ведущих странах есть национальные программы по развитию именно STEM образования.

В целях оказания помощи по ее внедрению в образовательный процесс в 2008 году по инициативе Федерального агентства по делам молодежи Российской Федерации и Фонда поддержки социальных инноваций «Вольное Дело» была разработана общероссийская Программа «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России». Основное содержание программы–общероссийская система инженерно-технических соревнований детей и молодежи в сфере высоких технологий, завершающихся Всероссийским робототехническим фестивалем «РобоФест», который одновременно является национальным финалом для международных робототехнических состязаний FIRST, WRO, ABU ROBOCON, ELROB. В настоящее время в программе «Робототехника» участвует более 15000 школьников и студентов более чем из 52 регионов России. На территории РФ создаются полнофункциональные учебно-исследовательские лаборатории по робототехнике и в школах, и в учреждениях дополнительного образования, и в высших учебных заведениях.

Образовательная робототехника является новым инновационным средством обучения, которое дает возможность повысить мотивацию и вовлечь студентов в изучение различных предметов и дисциплин, таких как технология, физика, математика, информатика, черчение и других естественных наук.

С помощью образовательной робототехники достигаются такие образовательные результаты как умение решать проблемы поискового и творческого характера¸ умение планировать, контролировать и оценивать ход и результат своих действий, способность мобилизоваться и конструктивно действовать в случае неудачи, искать наиболее продуктивные способы поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации.

В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации рассматривается вопрос включения курса робототехники в школьную программу предмета «технология».

В Республике Коми уже порядка 20 школ закупили подобные модели конструкторов для проведения уроков по робототехнике. В связи с этим со стороны образовательных организаций и педагогических работников имеется большая потребность в обучении по образовательным программам робототехники.

В целях проведения обучения педагогов и оказания организационно-методической поддержки по внедрению образовательной робототехники в образовательных организациях Республики Коми в ГОУДПО «КРИРО» в 2014 году создан центр образовательной робототехники, было закуплено оборудование и создана учебная аудитория для проведения занятий педагогов и детей по направлению образовательной робототехники.

В конце 2014 года в ГОУДПО «КРИРО» прошли обучение 30 педагогических работников Республики Коми (г. Сыктывкар, г. Воркута, г. Инта, г. Усинск, Прилузский, Усть-Куломский, Усть-Цилемский и Сыктывдинский районы).

В то же время в образовательных организациях СПО региона образовательная робототехника практически не развита. Абитуриенты, поступившие в техникумы и колледжи, прерывают обучение робототехнике, начатое в школе. Между тем изучение конструирования и робототехники, развитие технического творческого мышления у будущих специалистов среднего звена имеет особое значение, а по некоторым специальностям в сфере IT (укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника) безусловно, должна входить в учебные планы.

С целью преодоления существующих проблем региона в развитии образовательной робототехники в среднем профессиональном образовании, систематизации и разработки учебно-методической базы, подготовки достаточного количества педагогических работников, а также в развитии сетевого взаимодействия между образовательными организациями разного уровня, внедряющими и развивающими направление робототехники – предлагается открытие опорно-методической площадки по образовательной робототехнике на базе ГПОУ «Воркутинского политехнического техникума».

Цель: развитие образовательной робототехники в образовательных организациях СПО Республики Коми, посредством создания опорно-методической площадки на базе ГПОУ «Воркутинского политехнического техникума».

Задачи по реализации программы:

  • Реализовывать образовательные программы по направлению робототехники в ГПОУ «ВПТ».
  • Разрабатывать и транслировать методические рекомендации по внедрению программ конструирования и робототехники в учреждениях СПО.
  • Оказывать в очной и дистанционной форме образовательной и методической поддержки педагогических кадров системы профессионального образования, муниципальных общеобразовательных учреждений Республики Коми, реализующих образовательные программы дополнительного образования соответствующего направления технического творчества.
  • Формировать базу информационно-методических материалов и разработок по робототехнике.
  • Реализовывать комплекс информационно-образовательных мероприятий со студентами среднего профессионального образования.
  • Способствовать реализации муниципальных и региональных массовых мероприятий по робототехнике.
  • Содействовать реализации проектов федерального, регионального, муниципального значения, направленных на внедрение робототехники в образовательный процесс.
  • Организовать научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную и проектную деятельность в области робототехники.